Выбросы загрязняющих веществ: образование и расчет

В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране атмосферного воздуха» дается наиболее точное понятие того, что такое вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Государством установлены нормативы выбросов, превышение которых принято считать загрязнением воздуха. Для каждого источника устанавливается предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Показатель включает в себя максимальные объем или массу загрязняющих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Каждому объекту, осуществляющему выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, необходимо иметь проект ПДВ. В случае, если проект отсутствует – предприятию грозит штраф до 250 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 дней.

 

Как образуются выбросы загрязняющих веществ?

Вот перечень того, какими бывают источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

  • Организованные

Те источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в воздух через специально сооруженные технические устройства.

  • Неорганизованные

Источники, выбросы из которых поступают в виде ненаправленных потоков газа, когда нарушается герметичность оборудования, или возникают ошибки в работе оборудования по сбору газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ.

  • Точечные

Это организованные источники выбросов. При этом, вредные загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия.

  • Линейные

Выбросы из таких источников поступают в атмосферу по установленной линии.

  • Площадные

Это неорганизованные источники, выбросы загрязняющих веществ из которых поступают в воздух с установленной ограниченной поверхности.

  • Передвижные

Источники с организованными или неорганизованными выбросами в процессе его передвижения в окружающей среде.

Важно отметить, что существует две основных характеристики выбросов. Данные характеристики описывают то, какие вещества и как именно поступают в атмосферный воздух:

– Количественные характеристики выбросов (перечень веществ и их количество в год и секунду);

– Качественные характеристики выбросов (применяется только к организованным источникам – скорость, температура, объем в сек.).

Как правило, перед тем как определить качественный и количественный состав выбросов загрязняющих веществ из источников необходимо обосновать метод определения состава и количества вредных выбросов. Далее оборудуются места отбора проб в соответствии с законом. После чего и определяются характеристики выбросов в соответствии с принятым методом (а также разовое (г/с) и валовое (т/г) значения выбросов).

 

Расчет выбросов загрязняющих веществ

На сегодняшний день активно развивается нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха. Это включает в себя множество вопросов: инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам допустимых выбросов (НДВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это несложный, но требующий особого внимания к деталям процесс. В начале на предприятии проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В результате данной процедуры выявляются источники выбросов (о которых мы рассказывали ранее). Инвентаризация выбросов проводится согласно требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).

С 1 марта 2022 года действует новый порядок проведения инвентаризации выбросов, установленный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871. Инвентаризацию проводят экологи на предприятии, либо же данную услугу можно заказать у специализированной организации, которая занимается разработкой проектной документации в сфере экологии. По итогам инвентаризации составляется отчет.

Далее, под каждый из источников подбирается своя методика расчета. Отметим, что так как для каждого источника выбросов существует своя методика, необходимо запросить данные для расчета. Как правило, расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится с помощью программ Интеграла.

Разработка проекта ПДВ

Как мы и рассказывали ранее, ПДВ – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе, который отражает объем и массу ЗВ, допустимых для выброса стационарными источниками.

Нормативы допустимых выбросов устанавливаются для того, чтобы регулировать экологическую безопасность в стране. Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника – в граммах на кубометр.

От того, насколько точно определяются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (и, следовательно, проводятся расчеты для инвентаризации), зависит точность результатов расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.

 

Требования для объектов I-IV категории

С 1 января 2019 года нормирование и контроль субъектов хозяйственной деятельности производится на основе нового подхода, который подразумевает присвоение предприятиям определенных категорий как объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Всего таких категорий 4, отличаются они степенью воздействия на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398 устанавливает критерии разделения объектов на категории.

На основании действующих изменений объектам I категории разрешено осуществлять выбросы только на основании комплексного экологического разрешения (КЭР). Объектам II категории для осуществления выбросов нужно иметь декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС). III категория готовит отчет о выбросах вредных веществ. IV категории негативного воздействия достаточно провести инвентаризацию объекта.

Выбросы загрязняющих веществ – особенно злободневная тема для экологии. Нарушения предприятий и производственных объектов, касаемо осуществления выбросов, серьезно пресекаются надзорными органами. Помимо Вашего бюджета и репутации может пострадать окружающая среда.

 

Специалисты ЭНВИ настоятельно рекомендуют обратить особое внимание на то что и как «выбрасывает» Ваше предприятие. Разработку и, самое главное, согласование всей необходимой экологической документации Вы можете доверить нам.

Обратитесь за бесплатной консультацией по телефону +7 (8452) 57-50-50