Изменения, касающиеся ликвидации накопленного вреда окружающей среде на отдельных производственных объектах

30 декабря 2021 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2021 года и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом регулируются вопросы, касающиеся ликвидации накопленного вреда окружающей среде на отдельных производственных объектах, которые выводятся из эксплуатации.

В частности, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дополняется главой VII, в которой устанавливаются особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов (опасных производственных объектов I и II классов опасности, объектов размещения отходов I и II классов опасности).

Предусматривается, что в целях обеспечения исполнения собственниками промышленных объектов обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации таких объектов за пять лет до конца срока их эксплуатации владельцами этих объектов должен быть разработан план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Названный план включает в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель, мероприятия, реализуемые при консервации или ликвидации такого отдельного производственного объекта, графическое описание местоположения границ соответствующей территории и так далее.

Одновременно с указанным планом мероприятий в Росприроднадзор должны быть представлены сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий, о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации соответствующих мероприятий, а также документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации предусмотренных планом мероприятий.

В случае неисполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленных обязанностей ими уплачивается компенсационный платёж, средства от которого, зачисленные в федеральный бюджет, направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, включая мероприятия, реализуемые при его консервации или ликвидации.

Согласно Федеральному закону нормы о ликвидации накопленного вреда окружающей среде распространяются на угольные шахты.

Кроме того, Федеральным законом с 1 января 2022 года вводятся нормы об аккумулировании средств от «экологических платежей» (платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, платежей по искам о возмещении вреда, платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причинённого окружающей среде) в целях их направления на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и иные природоохранные мероприятия.

Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «О государственной регистрации недвижимости» и другие законодательные акты Российской Федерации, а также устанавливаются необходимые переходные положения.