Оценка профессиональных рисков: обязанности работодателя

По мнению специалистов Минтруда России, работодатель должен проводить оценку профессиональных рисков в соответствии с требованиями Типового положения о системе управления охраной труда. Вопрос об установлении порядка оценки уровня профессиональных рисков урегулирован в рамках проекта новой редакции раздела «Охрана труда» в Трудовом кодексе Российской Федерации.

На сегодняшний день в Трудовом кодексе напрямую не прописана обязанность работодателя по проведению оценки профессиональных рисков (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 февраля 2021 года № 15-1/ООГ-357).

Вместе с тем согласно статье 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан, среди прочего, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Типовое положение о СУОТ было утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н. По смыслу Типового положения оценка профессионального риска является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в СУОТ работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей.

В связи с этим в правоприменительной практике существуют различные оценки необходимости проведения оценки профессиональных рисков работодателем.

В своем письме специалисты Минтруда России указывают, что работодатель должен проводить оценку профессиональных рисков в соответствии с требованиями Типового положения.

При этом отмечено, что вопрос об установлении порядка оценки уровня профессиональных рисков урегулирован в рамках проекта новой редакции раздела «Охрана труда» в ТК РФ, который в начале года прошел первое чтение в Госдуме.